19 июня ОЭСР опубликовал первый том Международного отчета по итогам TALIS-2018 «Учителя и руководители школ: обучения на протяжении всей жизни»
В данном первом томе рассматривается вопрос о том, как учителя применяют свои знания и навыки в классе через различные методы преподавания, с учетом контингента учащихся и школьного климата. Также в этом томе оценивается профессиональная подготовка учителей и мероприятия по непрерывному развитию.
Некоторые основные результаты Казахстана
Демографические характеристики
Средний возраст казахстанского учителя составляет 41 год, а директора – 48 лет. Больше всего в Казахстане учителей в возрасте от 36 до 49 лет (54%), меньше всего – в возрасте до 30 лет (18,4%). Почти одна треть (27%) казахстанских учителей старше 50 лет. Это означает, что в ближайшее десятилетие Казахстан должен будет обновить примерно одну четверть своего преподавательского состава.
В Казахстане 76% учителей составляют женщины (в странах ОЭСР – 68%). Доля женщин-учителей выше в городской местности нежели в селе. В Казахстане в сельской местности в среднем 71% учителей — это женщины, а в городе (более 100 000 жителей) – 83%.
В Казахстане женщины значительно преобладают в учительском корпусе нежели в директорском (77% против 53%). В странах ОЭСР 47% женщин являются директорами школ и 68% женщин-учителями.
При поступлении для большинства (75%) учителей в Казахстане профессия учителя была их первым выбором (67% в странах ОЭСР). 93% учителей в Казахстане ответили, что выбрали эту профессию за возможность оказать влияние на развитие детей и внести свой вклад в развитие общества.
Образование
Большинство учителей имеют высшее образование. Доля учителей со степенью магистра – 3,5%, а в среднем по странам ОЭСР – 44,2%.
Доля казахстанских директоров со степенью магистра – 6%, а по странам ОЭСР достигает 63%. Директоров и учителей со степенью PhD практически отсутствует в Казахстане (0,1% и 0,7% соответственно). В странах ОЭСР 1,3% учителей и 3,5% имеют докторскую степень.
Условия работы учителей
Рабочая неделя казахстанских учителей составила в среднем 48,8 часов, из них 15 часов – преподавание, при в среднем по странам ОЭСР 38,8 и 20 часов соответственно. У наших учителей на внешкольные мероприятия приходится в среднем более 3 часов, а в странах ОЭСР – 1,7 часа.
Казахстанские учителя выделили увеличение размера заработной платы учителей самой приоритетной задачей. Так считают 96% учителей (74% учителей считают, что этому должно быть уделено «очень важное» и 22% учителей − «важное» значение). Далее следуют такие задачи, как предоставление высококачественных курсов повышения квалификации (42,2%), улучшение школьных зданий и сооружений (39,7%) и уменьшение административной нагрузки за счет увеличения числа сотрудников (34,9%). А в странах ОЭСР на первом месте расположена задача по уменьшению административной нагрузки за счет увеличения числа сотрудников (65,4% учителей считают, что этому должно быть уделено «очень важное» значение), далее − увеличение размера заработной платы (64,2%), предоставление высококачественных курсов повышения квалификации (54,8%).
В среднем по странам ОЭСР, в т.ч. в Казахстане молодые учителя работают в школах с более высоким контингентом учащихся из социально-экономически уязвимых семей.
Профессиональное развитие
Казахстанские учителя в целом довольны своим профессиональным развитием. 86% учителей отметили, что участие в мероприятиях по профессиональному развитию оказало положительное влияние на их преподавательскую практику (при среднем странах ОЭСР 82%). 98% учителей (в среднем по ОЭСР – 94%) и 100% директоров (в среднем по ОЭСР – 99%) участвовали как минимум в одном мероприятий по профессиональному развитию в год до исследования.
Учителя в рамках профессионального развития наблюдают уроки коллег и участвуют в коучинге (94%), посещают курсы/семинары (89%), участвуют в сообществах учителей по профессиональному развитию (78%), читают профессиональную литературу (77,3%), участвуют в конференциях (64,8%) и онлайн курсах/семинарах (60,8%), посещают другие школы (62%) и другое (54%).
В среднем казахстанские учителя испытывают «высокую степень потребности» в обучении касательно обновленных учебных программ и учебников (36,6%), критериального оценивания (30,5%), использованию ИКТ в преподавании (30,2%), методов оценивания учащихся (27,9%), знаний по предмету (21,8%), методов преподавания своего предмета (21,6%), преподаванию учащимся с низким уровнем успеваемости (21,4%), управлению поведением учащихся и работой в классе (21,4%), а также взаимодействию между учителями и родителями/опекунами (20,7%).
Казахстанские учителя имеют более благоприятные условия для осуществления профессионального развития по сравнению с учителями из других стран-участниц TALIS. Они чаще всего принимали участие в различных мероприятиях по профессиональному развитию и чаще сообщали о получении поддержки. В целом 85,7% учителей получили как минимум один вид поддержки для участия в профессиональном развитии при среднем по странам-участницам TALIS − 75%. Им оказывают такие виды поддержки, как «освобождение от уроков» (68,7% учителей); «предоставление материалов, необходимых для мероприятий по профессиональному развитию» (49,5%); и «неденежная поддержка за профессиональное развитие в нерабочее время (30,9%) и др.
Более 60% наших учителей задействованы в наставничестве: у каждого третьего учителя (37,1%) есть наставник и столько же (37,5%) являются наставниками для одного или более учителей.
Таким образом, впервые получена достоверная международная сравнительная база данных профессионализма и условий труда казахстанских педагогов и среды обучения в школах. Полученные данные должны послужить отправной точкой при разработке множества национальных политик, принятии управленческих решений и формировании новых приоритетов в образовательной политике учительского корпуса страны.
Более подробный анализ состояния педагогического корпуса страны будет отражен в Национальном отчете «Международное исследование педагогического корпуса TALIS: первые результаты Казахстана», который будет опубликован в августе тг. Отчет будет содержать значимые международные сравнения результатов казахстанских учителей с результатами учителей стран ОЭСР и стран-участниц TALIS.
В первом томе Национального отчета будет представлен более подробный анализ ответов учителей и директоров по таким темам, как
- социально-демографическое состояние педагогического корпуса страны;
- условия труда и удовлетворенность профессией и работой;
- школьный климат;
- причины выбора профессии учителя;
- содержание программ профессиональной подготовки и чувство готовности учителей к преподаванию;
- условия труда при вступлении в профессию;
- существующие и необходимые мероприятия по профессиональному развитию;
- барьеры, препятствующие профессиональному развитию учителей;
- организация учебного процесса;
- внедрения новшеств в методику преподавания;
- формы профессионального сотрудничества педагогов и др.
Также будет проведен анализ влияния контекстных характеристик учителей (возраст, гендер, стаж работы) и образовательных учреждений (географическое расположения школы, характеристики контингента учащихся) на результаты педагогов Казахстана по основным вопросам исследования. Будут проанализированы национальные вопросы и применены национальные страты (по регионам, в разрезе город/село, по типам школ, и по языку обучения). Отчет будет также содержать анализ лучших мировых практик по основным вопросам исследования. В заключении будут представлены рекомендации по улучшению условии работы педагогов для эффективного обучения и преподавания.
Более подробно ознакомиться с результатами можно на официальном сайте ОЭСР http://www.oecd.org/education/talis/
Вы также можете посмотреть видеоинтервью ОЭСР «How do teachers and school leaders respond to student diversity?» и «What are the most effective professional development activities for teachers and school leaders?» c участием казахстанских учителей и директоров на официальном YouTube канале ОЭСР по ссылке https://www.youtube.com/user/EDUContact/videos
Международное исследование преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является наиболее масштабным и авторитетным международным исследованием, сфокусированнымна том, в каких условиях работают учителя, и какая учебная среда существует в школах. Цель исследования – помочь странам определить и развить политику, которая поддерживает условия, обеспечивающие эффективность школьных процессов. ОЭСР проводит его для сбора и сопоставления информации об учителях и директорах школ разных стран каждые 5 лет (2008 - 24 страны, 2013 – 34 страны, 2018 – 48 стран) с целью развития учительского корпуса и улучшения условий для эффективного преподавания и обучения.