Персонализированное образование в первую очередь направлено на то, чтобы помочь учащимся стать полностью независимыми и осознать свои потребности и возможности. При этом роль образовательной среды сводится к тому, чтобы научить их самостоятельно развиваться. Этот навык — ценнейший дар, который пригодится не только в школе, но и в обычной жизни. Обладая им, ученик сможет самостоятельно следить за образовательным процессом, понимать и формировать программу, добиваясь максимальной эффективности, удовольствия и успеха в процессе образования.
Метаобучение и, как следствие, саморегулируемое обучение основаны на метакогнитивной деятельности, умении стратегически мыслить, планировании, контроле и оценке личного прогресса, а также на желании учиться.
Саморегулирование — это просто процесс осознанного контроля собственного поведения, включая привычки обучения.
К сожалению, в современной школе очень мало внимания уделено методам обучения. Крайне редко учеников подталкивают к необходимости анализировать собственные успехи и потребности, почти не говорят о мнемонических техниках и поиске собственного способа учиться.
Метаобучение можно рассмотреть с трех точек зрения. Во-первых, надо показать учащимся, как освоить больше. Во-вторых, надо показать, как повысить эффективность обучения. И в конце концов, надо показать, как стать лучшими учениками.
Первый шаг к самостоятельному получению знаний — формирование собственной когнитивной (познавательной) стратегии. После этого необходимо понять ключевые механизмы работы головного мозга — то есть основы нейродидактики.
Понимание собственных потребностей и возможностей во многом построено на принципах анализа и дедукции.
Любая попытка обучиться чему-то, как успешная, так и закончившаяся неудачей, дает нам новые знания. Например, показывает, как наше психологическое и физическое состояние влияет на процесс обучения.
Все замечали, что, когда человек голоден, устал или нервничает, ему сложнее сосредоточиться. Кроме того, становится понятно, насколько важно выбрать правильные средства обучения. Осознав это, учащиеся могут понять, что успешное обучение — это не результат врожденного таланта, а навык, который можно развить с помощью тренировок и опыта. Они получают необходимую мотивацию и видят смысл своей работы. Теперь они думают: «У меня не получилось, не потому что я дурак, а потому что я использовал не тот метод».
Это огромное облегчение для учащихся.
Сегодня нет более важной задачи для системы образования, чем повышение значимости метаобучения. Это навыки, которые позволят учащимся самостоятельно решать проблемы, с которыми они сталкиваются в школе и в жизни.