Назад к списку

Персонализация в образовании

07.11.2018

Принцип персонализации впервые был применен в образовании примерно в 1905 году, когда Хелен Паркхерст предложила использовать метод, сегодня известный как «Дальтон- план». 

В ходе своей работы активистка народного образования столкнулась с необходимостью преподавать сразу несколько предметов. И, чтобы наладить работу, она разделила кабинет на несколько зон, по дисциплинам. Таким образом, дети могли учиться самостоятельно в оптимальном для себя темпе и, что особенно важно, помогая и советуясь с одноклассниками. 

Хелен Паркхерст также сформулировала принципы личностно-ориентированного подхода и первой задала важнейший вопрос, который стал основой современного представления о персонализированном обучении: 

«Что мы можем сделать, чтобы подтолкнуть детей брать инициативу в свои руки, когда речь идет об образовании?» 

Популярной же идея персонализации обучения стала в 1970 году благодаря работе испанского педагога Виктора Гарсиа Хоца.  С тех пор было предложено множество трактовок термина. Одни построены на идее выбора информации, исходя из индивидуальных потребностей, а другие - подчеркивают важность максимального использования личного потенциала каждого учащегося. 

Кен Робинсон, один из самых успешных мировых экспертов в области образования, описал данный феномен так:

«На мой взгляд, персонализация в образовании — это построение процесса обучения конкретных учеников с учетом сильных и слабых сторон, различных интересов и различных способов освоения информации, характерных для каждого из них». 

Иногда персонализацию ошибочно приравнивают к другим принципам, таким как индивидуализация и дифференциация.

Такое упрощение понятия привело к тому, что сегодня до сих пор отсутствует его однозначное общепринятое определение. Чтобы структурировать наши знания, давайте посмотрим на процессы обучения и преподавания с точки зрения их развития. 

В самом простом случае со всеми учениками занимаются одинаково: все получают одну и ту же информацию, одни и те же учебники и дополнительные материалы. Оценивают всех также по одинаковым критериям. Этот подход многие годы использовали в школах по всему миру. 

Но однажды стало понятно, что ученики настолько отличаются друг от друга, что имеет смысл разделить их на более однородные группы - то есть дифференцировать. Яркий пример дифференциации— разделение учащихся на обычных, талантливых и проблемных. В этом случае подготовка материалов и упражнений требует трех разных уровней сложности. 

Принцип индивидуализации построен на идее об уникальности каждого учащегося и необходимости отдельного подхода. Вся работа, связанная с развитием учащегося, — результат внешней мотивации, а цель — освоить определенную учебную программу. Пример индивидуализации — инклюзивное образование, направленное на предоставление равных возможностей для всех детей. За индивидуализацию учебного процесса в таком случае отвечает третья сторона, например, учитель, родитель или государство. 

В то же время принцип персонализации предполагает, что учащиеся сами организуют, реализуют и изменяют учебный процесс. Ребенок сам выбирает, в каком направлении развиваться, и не важно, будет ли он придерживаться утвержденной школьной программы.

Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. 

Персонализированное образование не ограничивается школой и выходит за рамки системы образования в самом широком смысле, затрагивая личное развитие и опыт. 

Учителям в персонализированном обучении отведена очень важная роль. Именно они должны научить детей анализировать собственные потребности и возможности, предложить все возможные инструменты обучения, помогать советами и при необходимости подсказывать нужное направление работы. 

Но основа персонализации — сами ученики. Никто, кроме самого человека, не сможет персонализировать его образование.